Среди первых молитв, которые мы знаем наизусть: «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся!..», есть ещё одна, не менее важная. Молитва ко Святому Духу — «Царю небесный».
Произносить ее в утреннем правиле нужно с особенным вниманием и открытым сердцем, чтобы по-настоящему впустить Духа Святого в себя, в свою жизнь. Чтобы оставшись там, а точнее вселившись в нас Дух Святой дал возможность нас очистить, спасти.
Полный текст молитвы к Святому Духу находится здесь:
Автор этой краткой молитвы не известен, впрочем и время ее написания тоже. Те, кто внимательно исследовал её предполагают, что она появилась приблизительно к VIII—IX векам. Но точную дату обозначить нельзя, но наверняка можно сказать, что при Константинопольском уставе IX века её еще не было.
Молитва Царю Небесный — это обращение к Святому Духу, являющееся частью церковного богослужения. Это даже больше стихира, краткое песнопение праздника Пятидесятницы или Святой Троицы. Потому как от Пасхи до Вознесения она не читается. Вместе нее звучит победоносное троекратное пасхальное песнопение: «Христос Воскресе из мертвых…», а от Вознесения до Дня Святой Троицы она специально не читается. Так Церковь вспоминает напряжённое ожидание, в котором пребывали апостолы до ниспослания Святого Духа, чтобы потом день Святой Троицы «Царю Небесный» с особой новой силой заиграть в устах христиан.
Молитва ко Святому Духу так полюбилась многим, что её со временем включили и в домашнее правило, стали читать на начало нового дела, чтобы призвать помощь Святого Духа, а и даже богослужения стали начинать именно с неё.
А всему есть серьезное объяснение.
Дух Святой не просто Дух, а третья ипостась Бога, Третье Лицо Святой Троицы, Господа Животворящего. Это не просто понять, но если кратко, то это всё-равно, что мужчина может быть и братом, отцом, сыном.
Две трети этой молитвы несут в себе обращения к Святому Духу, и только в конце звучит личное прошение. Первое обращение к Святому Духу — Утешитель. Потому что именно так назвал в беседе со своими учениками Господь того, кто придёт к ним вместо Него и утешит: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».
В переводе молитва звучит так:
«Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши».
В начале строк мы видим, мы называем Духа Святого Царем Небесным, потому, что он и есть истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну. Он также невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.
А еще утешителем называется потому, что он нас утешает в скорби, несчастьях, беде. В этих случаях также ничто так не помогает, как молитва Пресвятой Богородицы от отчаяния:
Духом истины назвал так его сам Спаситель. Для того, чтобы показать нам, что только одной правде, одной только истине нас научает, а вся истина в Боге. Научает нас только тем, что полезно для нас, и всегда служит нашему спасению. А Поскольку он Бог, значит он везде, повсюду находится и всё Собою наполняет. «Иже везде сый и вся исполняяй». Никто и ничто не укроется от Него. Святой Дух всё наполняет — это значит, что Он не только присутствует везде, но и вдыхает жизнь в мир, он — жизни Податель. Так и в Символе веры мы называем Святой Дух Животворящим, потому что он — единственный источник всего благого и доброго.
Он управляет всем миром, всё видит, всё даёт, когда и что нужно. Он есть сокровище благих, то есть источник всех благодеяний, источник добра, источник жизни в Боге и Его милости. Источник всего хорошего, что только нужно иметь.
В этой молитве мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все и всё живое получает жизнь именно от Него, и даже через Него христиане получают святую вечную жизнь, придя к каждому.
Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Приди и поселись в нас», чтобы он пришел и вселился «в нас». тут последнее можно воспринять двояко, а может так и задумано. вселился, чтобы есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме,чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; или же, чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя православных христиан в единое Тело Христово – Церковь. Мы говорим, что Он — жизни Податель, потому что для человека источник жизни в Боге и Его милости. Он податель всего доброго, что только можно попросить. Потому молитва ко Господу перед началом всякого дела очень важна для каждого христианина.
Если вы еще с ней не знакомы переходите и читайте её:
Молитва Господу перед началом всякого дела
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.
⠀
Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.
Человек не может сам один сделать это, только в соработничестве со Святым Духом. Мы молимся о спасении, о том, чтобы Дух даровал нам Царство Небесное.
Святой Дух упоминается в Ветхом Завете всего три раза: два раза в книге пророка Исаии и только один раз в 50 псалмах. Зато в Новом Завете Дух Божий появляется уже гораздо чаще. В виде голубя он спускается во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Не раз он нём оповещали говорили люди в Евангелии. Приходит он и к Апостолам, идущим на проповедь. Поэтому при произношении молитвы Царю Небесный нет привычного припева «возрадуйся» или «радуйся», но зато есть слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.
Многие считают ее сильной молитвой, но так говорить нельзя и неуместно, потому как сила зависит не от слов, не от того, какой текст произносится, а от веры самого человека. Если нет истинного разговора с Богом, нет и никакой «особенной силы». Это будет всего лишь ритуальным произношением текста. не больше.
А так и в правду, если с верой, вкладывая всего себя в неё, можно читать ее для помощи в любом деле, начинании, если вдруг сам не можете освободиться от власти греха или испытываете кризис веры.