«Человек может солгать, притвориться, отречься… Портрет может его изменить и сделать красивее, может лгать книга или письмо.
Но в одном все же человек неотделим от своей сущности — в почерке.
Почерк выдаст человека, хочет он этого или нет: почерк неповторим, как и сам человек, и иной раз проговаривается о том, о чем человек умалчивает».
Стефан Цвейг
У каждого из нас про запас есть три варианта почерка. «Парадный» — тщательный, прямой, которым мы пишем заявление о приеме на работу. «Радостный» — торопливый, размашистый, которым мы пишем записочки близким людям. И «домашний» — небрежный, ленивый, которым ведем дневник и личные записки. Особый вид почерка – «страстный», которым в древности писали любовные письма, да и теперь тоже пишут — иногда…
НАКЛОН ПОЧЕРКА
Первым делом обратите внимание на нажим. Сильный говорит о том, что человек чрезмерно энергичен, активен, любит демонстрировать силу. Умеренный по силе нажим говорит о сильной воле и готовности добиваться реализации своих планов. Неровный, импульсивный нажим — о том, что человек не доводит начатого до конца, впечатлителен, излишне эмоционален, может быть творческой личностью. Неровный и как бы истеричный, переходящий из очень сильного в очень слабый — о неуверенности, склонности к постоянным колебаниям.
К слову сказать, Сталин писал с таким сильным нажимом, что по второй странице можно было читать, как по первой.
Наклон вправо на 40-45 градусов считается нормой и говорит об определенной выдержке, выносливости и сдержанности в чувствах. Чем сильнее наклон, тем в большей степени чувства неподконтрольны человеку. Если наклон не превышает 10 градусов, можно говорить о патологии. Опрокинутый влево на 125 градусов почерк говорит о несоответствии личных намерений человека и условий его жизни. Также он выдает упрямство, своенравность, в некоторых случаях намекает на то, что человек воспитывался в интернате, детдоме.
В интерпретации букв не последнюю роль играет ваше интуитивное восприятие — почерк может казаться вам злым или добрым. (Одержимый сильным гневом человек тоже напишет письмо с большим нажимом, но буквы будут злыми).
ОПИСКИ И ОШИБКИ
Часто в письмах встречаются особенности — сленговые выражения, описки, привычные для человека. Зная, что пишет неправильно, он упорно повторяет эту ошибку или в официальном письме применяет сленговое словечко.
Римский император Август, правивший в 63 году до н. э., увлекался подобными вещами. В указах он употреблял слова «дубина» и «дурак», а вместо «чувствовал себя плохо» писал «глядел свеклой». Все это он считал своей августейшей привычкой, наравне с обязательным отдыхом после обеда и легким завтраком по утрам. Он никогда не разделял слов и не делал переносов, выдумав свои собственные правила, согласно которым строка должна кончаться полным словом. В 1671 году в Базеле по его правилам была первый и последний раз выпущена книга. Вообще Август считал, что орфография выдумана чудаками, а писать надо так, как говоришь. Известный графолог Дебарроль считал вышеперечисленные примеры признаком независимого характера и смелости. И действительно, Август принимал участие в боях, из которых выходил победителем. Народ называл его смелым и мудрым правителем.
ПИШИТЕ ПИСЬМА МЕЛКИМ ПОЧЕРКОМ
В наш обиход настолько вошла эта фраза, что мы и не задумываемся, что такое действительно мелкий почерк. Дебарроль считал, что мелким можно назвать тот почерк, у которого ширина букв превышает высоту. Такой почерк, утверждал он, говорит о сдержанности, расчетливости, самообладании и наблюдательности. Крупный почерк — тот, у которого высота букв больше ширины – выдает непрактичность, желание выдвинуться, чувственность, легкомысленность. Сжатый почерк — словно приклеенные друг к другу буквы — говорит о расчетливости, доходящей до жадности, и об узости мышления.
Бальзак и Цвейг часто использовали для характеристики патологической жадности человека описание его почерка, так сжатого, словно буквы приклеились друг к другу. Зато смелые, независимые, щедрые и творчески одаренные герои их произведений «писали» исключительно размашистым почерком.
Ровность линий и строк, умеренное расстояний между словами, равномерность нажима указывает на то, что писавший обладает волей и выдержкой. Строчки отклоняются от ровной линии вверх — у человека несколько завышена самооценка, он оптимист и романтик, и иногда бывает наивным до глупости. Отклонение правого края строки вниз указывает на склонность драматизировать события, депрессивность, пессимизм. Дугообразные строки на чистом листе бумаги, говорят о пластичности характера, и если по другим предсказательным техникам мы находим этому подтверждение, можно говорить о том, что за кусок хлеба человек продаст все на свете.
Интересна ситуация, при которой человек на линованном листе бумаги пишет, отклоняясь от строки. Если при этом строка поднята на несколько миллиметров от линии тетради, можно предположить, что человек в любой ситуации имеет свое мнение, он настойчив, деспотичен, всегда старается подчинить себе партнера.
ПИСЬМА С ФРОНТА
Почерк отдельного человека не представляет собой чего-то застывшего, раз и навсегда законченного. Под влиянием социальных условий, настроения может меняться не только почерк, но и стиль письма. Ситуации, связанные с ломкой личности, меняют почерк до неузнаваемости — буквы становятся квадратными и заметно различаются по величине.
Письма с фронта или из плена часто пишутся почти печатными буквами, так что буквы не соединены между собой. И с большими пробелами между словами — верный признак разобщенности и угрозы распада личности. (Не путать с ситуацией, когда в нормальном слитном почерке несколько букв написаны отдельно. Это совсем другой пример! Возможно человека что-либо отвлекло, либо он очень старается понравиться).
Доктор Попялковский, потративший половину жизни на изучение аномалий почерка людей, утверждает, что в тех случаях, когда испытуемые находились в состоянии материальных лишений, отмечалось некоторое злоупотребление точками, зачеркиваниями, повторением написанных ранее слов.
Эмоциональный кризис характеризуется зауживанием букв и преувеличением расстояния между словами, поскольку любой эмоциональный спад возникает из-за того, что человек сталкивается с ситуацией, которую не может принять.
ПОЧЕРК БЕТХОВЕНА
Или такой пример: листок из записной книжки Бетховена. Письмо, датированное 1818 годом. Композитор уже болен и принял ситуацию, которая заставила его в большей степени заниматься теоретической работой, чем концертной деятельностью. Строки бегут широко и в разрядку, на социальные трудности указывает преувеличенное расстояние между словами и строчками, слишком крупные буквы. Это говорит о том, что, несмотря на кризис, человек полон творческих планов и надеется на улучшение. Сильный нажим напоминает, что Бетховен еще полон сил для борьбы. Несмотря на то, что письмо написано впопыхах, строки ровные, что указывает на сильную волю к победе и здоровое восприятие действительности.
По письму же от 1822 года, даже не читая содержания, можно сделать вывод о том, что жизнь композитора стала тяжелее — буквы сузились и почерк сделался мельче, но в то же время — это нестабильность в стабильности: ровные строчки. Текст расположен на одном листе, а раньше Бетховену понадобилось бы тетрадка для подобного письма. Это значит, материальное положение композитора ухудшилось.
ЦАРЬ-ОТШЕЛЬНИК
На днях в прессе появилась информация о том, что царь Александр I и старец Федор Томский – одно лицо. И установили это графологи — по почерку обоих мужчин.
По официальной версии Александр I скоропостижно скончался в 1825 году в возрасте 47 лет от брюшного тифа. Похороны прошли очень быстро, что породило немало легенд. Главная из них — умер двойник царя. А сам государь оставил пост ради служения вере и еще долго жил отшельником в Сибири под именем Федор Кузьмич.
Долгие годы историки считали это вымыслом, хотя многие отмечали схожесть старца с Романовым, а также его образованность и утонченные манеры. И вот, наконец, президент русского графологического общества Светлана Семенова сопоставила почерк императора и рукописи святого. Ее вывод: их написал один человек.
Кстати, знаменитый юрист Анатолий Кони еще в начале ХХ века, сравнив два этих почерка, утверждал, что «письма писаны рукой одного человека».
Источник: Сергей БОРОДИН