Слышали ли вы когда-нибудь про «кошелек Миллера»? Так называется правило, описывающее нашу способность держать в памяти 7 ± 2 элементов одновременно.
Это правило сформулировано ученым Дж. Миллером на основе проведения анализа данных, полученных в экспериментах по изучению памяти людей. Статья американского психолога была напечатана в одном из номеров журнала Psychological Review за 1956-й год. Джордж Миллер установил, что наша кратковременная (первичная память) способна удерживать усредненно:
- 5 слов, содержащих по одному слогу;
- 7 алфавитных знаков (букв);
- 8 чисел в представлении десятичной и 9 двоичной систем счисления.
Можно считать, что наша первичная память является чем-то наподобие портмоне, в которое поместится за раз не больше семи (± 2) монеток. Интересно, что для нашей памяти особого значения не имеет содержание информации, роль играют только внешние свойства. Скажем так, наша способность запоминать не зависит от того, с чем мы имеем дело, с сотенной купюрой или монеткой в одну копейку. Лишь бы элементов было ровно семь.
Упражнение на увеличение числа Миллера
Конечно, если кто-то удерживает в первичной памяти более 9 «монет» одновременно, то можно смело говорить об исключительных способностях. Но есть практики, позволяющие тренировать память и улучшать свои результаты.
Итак, как увеличить количество элементов, которые вы можете уместить в памяти? Попробуйте выполнить такое задание: пойте вслух какую-либо песню и в это же время читайте про себя абсолютно другой текст.
Во время такой тренировки мозг выполняет одновременно немало задач: вспоминает мелодию и текст песни, объединяет их и воспроизводит звучание, следит за попаданием в ноты, водит взглядом по тексту, распознает алфавит, выстраивает из букв слова, а из слов — фразы, пытается запомнить прочитанное.
Практикуйте иногда такое упражнение и ваша способность одновременно удерживать в памяти несколько разных объектов возрастет!