О празднике Покрова Пресвятой Богородицы (иерей Александр Пикалёв)

Отец Александр, расскажите о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.

Праздник Покрова Богородицы обязан своим появлениям чудесному событию, которое произошло в 910 году в Константинополе, во время царствования императора Льва Vl Философа, который получил свое прозвание за любовь к книжной мудрости.

Столицу осаждали полчища врагов, в любой момент способных ворваться в город, разрушить, сжечь его. Единственным прибежищем жителей осажденного города стал храм, где люди в молитве просили у Бога спасения от варваров. В то время в храме был и святой юродивый Андрей со своим учеником Епифанием. И вот святой Андрей видит, как Сама Божья Матерь коленопреклоненно молится перед Господом о спасении народа. После чего подходит к Престолу и еще раз помолившись, снимает со Своей головы покрывало и простирает его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров в руках Пречистой Матери, окруженной ангелами и сонмом святых, сиял «паче лучей солнечных», а рядом стояли святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов. Тогда святой Андрей спрашивает у своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний. Так Богородица спасла Константинополь от разорения и гибели людей.

В чем особенность этого праздника в православной традиции?

Особенность, я бы даже сказал, парадоксальность праздника в его «непатриотичности». Сам факт существования этого праздника в русском православном календаре разрушает ложный стереотип о том, что православие это некая национальная вера, национальная традиция… дело в том, что праздник этот неверно связывается с нападением сарацинов на Константинополь. Но Византийские летописи того времени не содержат никакого упоминания о нападении сарацин. Летописи детально раскрывают жизнь Влахернского дворца , отношения императора и патриарха, придворные интриги, предательство некоторых царедворцев, перешедших на сторону арабов (одним из них был тот самый патриций Самон, что мучил св. Василия Нового), благочестие монахов… Нет только нападения врагов на Константинополь. Из крупных военных операций этих лет можно отметить только неудачную попытку византийской армии выбить арабов с Крита и из Сирии.

Но какое событие могло так сильно напугать жителей Константинополя? Ответ может быть следующим: около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были не менее страшны, чем арабы.

В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство.

Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого.

Таким образом получается, что в праздник Покрова Русская Православная Церковь празднует среди прочего и поражение славянского (языческого) оружия, оружия наших предков силою Божьей и предстательством Пресвятой Богородицы. Поэтому этот праздник имеет такое большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу в последствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции.

14 октября – Покров Пресвятой Богородицы. В Покров не работают, праздник справляют, да до утра гуляют.

Почему Православная Церковь так почитает Богородицу?

Потому что все основания для этого почитания изложены в Священном Писании:

«И сказала Мария: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;» (Евангелие от Луки 1 гл.).

Из этого мы видим, что еще до рождения Спасителя было предопределено величие Девы Марии и Ее почитание (ублажение) всеми народами. В 11 главе от Луки мы читаем слова некоей женщины из народа, которая, слыша Божественную мудрость Христа, восклицает: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»

Кроме того, евангелист Иоанн Богослов свидетельствует о том, что первое Свое чудо, в результате которого ученики уверовали в Спасителя, Христос сотворил именно по просьбе, ходатайству Своей Матери. Поэтому почитание Богородицы как заступницы, ходатаицы за людей укоренено в самой глубине христианской традиции и опыта. Именно чудесам Божией Матери мы обязаны такому количеству Ее чудотворных икон, которые во все времена пользовались почитанием православных христиан, и не только православных. Мы знаем, как чтят католики Казанскую Икону Богородицы, мы знаем о том, что даже мусульмане принимали участие в крестных ходах с Моздокской иконой.

Почему же Богородица в Писании упоминается так редко? Как совместить церковное почитание Божией Матери и скупость евангельского повествования о Ней?

Спор о почитании Богородицы очень давний, и противники Ее почитания в первую очередь ссылаются именно на Евангелие, вернее, на то, что там крайне мало информации о Деве Марии. Но к Евангелию (как и к Церкви) неприменим статистический анализ. Смотреть нужно не на количество строк, а на то, что в них сказано. Безусловно, Священное Писание обладает огромным авторитетом, но ведь оно само порождено Церковью. А Церковь своей двухтысячелетней историей ответила на вопрос, почему христиане почитают Божию Матерь.

Но вернемся к самому евангельскому тексту. Там есть пророчества о почитании Богородицы. Это слова Архангела Гавриила, который приносит Деве Марии весть о том, что Она будет матерью Спасителя. Короткая фраза «Благословенна Ты между женами» (Лк.1:28). Благословенна – означает прославлена. И Архангел произносит это не от себя, он всего лишь посланник Божий. И Богородица, встречаясь со Своей родственницей Елисаветой, прямо говорит, что Бог сделал Ее великой и люди прославят Ее (Лк.1:48-49). Поэтому Церковь всегда отвечала тем, кто, ссылаясь на Евангелие, отказывался почитать Богородицу: тем самым вы отказываетесь исполнять то, к чему призывает христиан Евангелие: почитать Божию Матерь.

Одна из древнейших молитв к Пресвятой Богородице (на церковнославянском):

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».

Как видим текст древнейшей молитвы по смыслу полностью тождественен тексту Евангелия.

Евангелие прямо говорит о том, что Господь был в повиновении у Иосифа и Марии (Лк.2:51) и даже спорил с религиозными учителями, пытавшимися обойти Божию заповедь: «Почитай отца твоего и мать». А в самый страшный момент Своего земного служения Спаситель, уже страдая на Кресте, позаботился о том, чтобы Его Мать не оказалась одинокой, поручив заботу о Ней апостолу Иоанну Богослову.

А самое главное заключается вот в чем. Человечество ждало Спасителя множество веков. В Ветхом Завете Бог через пророков говорил, что Он войдет в мир через женщину, родившись без участия мужского семени. Но от женщины, которая должна была стать земной Матерью воплотившегося Бога, требовался величайший подвиг. И Дева Мария добровольно и свободно пошла на это. Богородице хватило веры, чтобы не усомниться в Своем предназначении, у Нее было достаточно духовных сил, чтобы не возгордиться, и достаточно смирения, чтобы нести Свой крест. Ведь она с самого начала знала, что земное служение Ее Сына окончится трагически. И как верующий человек, и как Мать Она перенесла немыслимые страдания. А пошла Она на это, потому что хотела спасения всем нам, всему человеческому роду. Как же Церкви не почитать Ту, без подвига Которой стало бы невозможным Боговоплощение – а значит, и наше спасение?

Но ведь не все христиане почитают Богородицу.

Вы, конечно, говорите о протестантах и множестве отколовшихся от них псевдохристианских сект. Причины того резко негативного отношения к двухтысячелетней христианской традиции у сектантов имеют целый ряд причин: от примитивного нигилизма по отношению ко всему церковному, когда уже слова «храм», «церковь», «священник» становятся ругательными, как это бытует у «Свидетелей Иеговы» до неспособности понять, что именно Церковь видит в самом Христе, как она Его воспринимает.
Если мы начнем перечислять православные праздники: Рождество, Пасху, Вознесение, Преображение и т.п., мы заметим одну очень важную особенность: праздники эти посвящены не просто Христу, не просто событиям Его земной жизни, а человеческой плоти Христа. Благовещение – во чреве Богородицы созиждестя человеческое Тело Христа. Кто рождается в Вифлеемском хлеву? ВОПЛОТИВШИЙСЯ Бог!, Что преображается на Фаворе? Человеческое Тело Христа! Что воскресает в третий день в гробнице Иосифа Аримафейского? Человеческая плоть Бога! Что возносится через сорок дней на небо одесную Отца? Новое человеческое естество! По сути, мы празднуем то, что с пришествием Христа в мир нет больше непреодолимой границы между Богом и человеком в силу того, что человеческая природа во всей ее полноте воспринята, усвоена, исцелена и преображена Христом. Бог воплотился, чтобы человек обОжился. В этих словах вся внутренняя сущность христианства.

А воплотился Христос от Девы Марии, воплотился по собственному слову для того, чтобы исполнить закон.

А что гласит закон? «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх.20:12) Сам Христос чтил Свою Матерь, потому что так велел Божий закон. По Ее ходатайству творил чудеса, благодаря Ее заступлению спас православный Константинополь от варваров. Что в свете этого я могу сказать тем так называемым христианам, которые не чтят Богородицу? Только то, что они игнорируют Священное Писание, историю Церкви и, в конце концов, здравый смысл. А идя еще дальше, когда порочат Божью Матерь, называя ее самой обычной женщиной или утверждая что Христос не единственный Ее Сын, совершают нравственное преступление предусмотренное законом Ветхого Завета: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев.20:9).

И тем не менее всегда находились люди, воспринимавшие почитание Богородицы как идолопоклонство и при этом называвшие себя христианами. Они, к сожалению, не понимали внутренней сущности Церкви. Православная Церковь – это живые люди, ее можно сравнить с большой семьей. Глава семьи – Христос, а все члены семьи, где бы они ни находились, в каком бы веке они ни жили, через Христа духовно связаны и друг с другом.

В Церкви есть святые. Это люди, которые так сильно стремились к Богу при жизни, что после смерти оказались в особой близости к Нему. И если в обычной семье старшие дети помогают младшим, могут попросить отца за них, то почему это не может происходить в семье церковной? Почему те, кто уже достиг святости, не могут просить Бога за тех, кто находится еще в пути?! Если человек приходит в храм и пишет записку о здравии или упокоении, тем самым прося священника помолиться за него, так почему тот же человек не может обратиться к людям, которые уже находятся рядом с Богом? И чем ближе эти люди к Богу, тем больше надежд мы возлагаем на их заступничество, на их любовь к нам. А ближе всех к Богу – Его Мать. Ее подвиг отличается от подвига святых качественным образом. Любой христианский подвиг связан с самопожертвованием, но в то же время «нет человека, который не согрешил бы». Поэтому даже величайшие святые не были до конца свободны от человеческой «самости». Церковь знает только одного человека, который был свободен от себялюбия совершенно, который от начала до конца своей жизни всегда отдавал всего себя Богу, ничего не ожидая взамен. Это – Матерь Божия. Самый совершенный дар Божий человеку – быть матерью, утешенной удивительной связью со своим ребенком, для Богородицы был с самого начала подвигом, от которого, как Она знала, Ей не должно было достаться никакого обычного материнского утешения.

Церковь не обожествляет Богородицу. Она – человек. Но при том Христос назвал Ее матерью, а Она Его – Сыном. Что может быть ближе этого? И, будучи в Таинстве Крещения связанными со Христом, христиане тем самым теснейшим образом духовно связаны с Его Матерью. Это знает любой человек, искренне когда-либо Ей молившийся.

Именно поэтому за помощью к Богородице обращаются намного чаще, чем к другим святым, поэтому Ей посвящено так много храмов, поэтому написано столько Ее икон. Каждая икона – это случай реальной помощи, которую получили люди, обращаясь с молитвой к Божьей Матери. Каждый воздвигнутый в Ее честь храм – это свидетельство того, что люди всегда чувствуют силу Ее любви, которой с избытком хватает для каждого человека.

Традиции, обычаи, поверье и приметы.

Покров Пресвятой Богородицы. «Покровские вечерки». Застолье — «петухов варить».

  • Пресвятая Богородица Покрова — покровительница земледелия.
  • Покрова пришли — землю не вороши, что не успел, то и доел.
  • Покрова пришли, все дела провели, гулять, да петь будем, да землю хвалить и добреть будем.
  • Матушка-Покровушка, покрой землю сырую и меня молодую.
    Святая Покровушка, покрой мне головушку.

Приметы.

  • Матушка Покрова хату не натопит без дров.
  • Снег идет — до дня Логина Сотника (29 октября) медведь в берлогу зайдёт.
  • Снежный покров — свадебное убранство невест, и верили, что именно в праздник девушка может обрести личное счастье, настоящую любовь, встретить суженого.
  • У икон Богородицы ставят свечи, а дома — красные хризантемы, символизирующие любовь и замужество.
  • Чем сильнее веселишься на Покров, тем достойнее встретится жених.

Что можно делать?

Праздник — окончания работ в поле и завершения уборки овощей и фруктов.

До Покрова не успел, то и недоел.

До Покрова в огороде и в поле дела проводи, а в Покров — пой и пляши.

  • Заканчивается уборка хлеба – последние снопы увозились и складывались в овине или риге.

До Покрова убрал урожай, с тем и жить до весны будешь, а нет урожая, то и тужить будешь.

В Покров не работают, праздник справляют, да до утра гуляют.

В Покров, только ленивый не гуляет, на печке спит, да на всю избу храпит.

  • В доме праздник, стол накрыт, да все пляшут и поют и пироги жуют.

Шла подготовка к предстоящей зиме.

После Покрова землю не тронь, земля засыпает, да отдыхает, что посадишь, толку не будет, сгниет и все будет не в прок.

  • Заготавливали дрова и утепляли дома.

Дровами сенки забивают и в сарайки укладывают и прибирают.

Заготовил дров до Покров, зима не страшна, до весны в доме жди тепла.

Дрова — березовые, осиновые и ветки рябиновые заготовь, все пригодится и для тепла, и от хвори, да и спокойно зимушку проживешь без суеты и хлопот.

В Покров дров нет, то в избе холод и стужа, да и нет уюта, только брань, да ругань тута.

  • Скотину в последний раз выпускали на пастбище. Её кормили сеном из последнего снопа нынешней жатвы.
  • Женщины пряли, шили и ткали.
  • Покров – последний день сбора грибов: рыжиков и гроздьев.

До Покрова в лес сходи и грибов набери, да Покровских пирогов напеки, и гостей угости.

  • В горницах — начинали топить печи.

Затапливали печь в горнице, обязательно бросали в печь яблоневую ветку, чтобы всю зиму в доме было тепло, да хворь дорогу забыла.

  • Пекли блины.

Печь блины на Покров связаны с почитанием всех усопших родственников.

Печь в Покрова стопи и первых блинов напеки, не для себя, а раздай, да и усопших поминай.

Блины, символизирующие солнце. Пекут блины, чтобы в доме были деньги.

С блинами хозяйки обходят все углы в доме, молятся Богородице.

  • Готовят грибы — их также сушат и преподносят домовому. Говорят, грибные блюда привлекают деньги.
  • Пекут Каравай — им нужно угостить родственников, друзей, соседей.
  • Милостыню на Покров подавай, да молча, а Господь знает за кого.

Милостыню подай, у ворот столик накрывай, кто пройдет, то и усопших твоих помянет.

В Покров милостыня угодна Богу, поминай родных и чужих, у Бога нет родных и чужих, все у него едины.

Какова милостыня в Покров, так и ты усопшим угодишь (не жалей подавай побольше и по вкусней).

Почитай в Покров особо усопших своих – хранителей домашнего очага, как помянешь и уважишь и такова будет БЛАГОДАТЬ.

Души предков незримо обитают в углах дома и охраняют жилище от всего дурного.

  • Накануне праздника в избах наводили порядок.

До Покрова пол помой, да в доме приберись — Богородица в гости зайдет, да гостить будет, где порядок и чистота будет.

Из плодов нового урожая готовили угощения, варили брагу и мёд.

  • Окатывали детей на пороге дома водой через решето, чтобы детки не болели хворью.
  • Покрова пришли и свадьбы начались, до поста Рождества Христова будут.

После Покрова свадьбы играют, семьи крепки и детки сильными и здоровыми рождались

  • В Покров девицы в церковь ходили, свечку ставили и у Богородицы просили — семейное счастья, да, чтобы милые их любили

Девушки, чтобы выйти замуж, с самого утра шли в церковь и обращались к Богородице (на следующий год), обращались к Богородице: «Ты, Покров-Богородица, покрой меня своей нетленной пеленой – идти на чужую сторону» (обычно девиц сватали парни с других деревень и они уходили жить к жениху).

  • С непокрытой головой могли ходить только девушки (отроковицы — 14 лет и девицы, которым не было 18 лет, но обязательно одевали открытые кокошники), для замужних — это считалось большим грехом ходить без платка.

В Покров все женское население, независимо от возраста при посещении церкви, одевают — белый платок — это означало Благочестивость.

Белый платок одевали, только те, кто накануне исповедовался.

Женщина в белом платке — чистая, исповедовала свои грехи.

Если женщина одела белый платок, без исповеди — это грех, что может привлечь к искушению и даже к беде.

  • Во время венчания невеста стоит покрытая фатой (закрыто лицо, а не хвост, который весит за спиной).

В народном сознании переплелись нетленная пелена (омофор Божьей Матери), брачное покрывало невесты и снежный покров земли.

  • Праздник девушки старались провести весело, ведь, если Покров весело проведешь, то и милого дружка найдёшь.
  • Проводили — «Покровские вечерки».

Девицы не работали, наряжались, доставали из сундуков красную (красивую) одежду, собирались в доме, специально снятом для этого, танцевали: «восьмерку», «барыню», «кадриль», «русскую», «польку», пели песни.

Устраивали игры (ручеек — выбор — жениха или невесты).

Готовили угощения.

Покрова мне дай жениха, буду петь и плясать, да милого привлекать.

Ты, на лавочке не сиди, да скорее в круг выходи, пой, пляши, да жениха смотри.

В Покров жениха нашла, будешь век не одна.

На Покров дух свой отдавай, да парней завлекай, а сидеть будешь, и одна год куковать будешь.

  • По всей деревне собирали продукты: молоко, муку, пшено, масло, соленья, варенья и мед.

Устраивали застолье — «петухов варить».

Девушки варили пшеничную кашу, пекли блины.

Приносили свои пироги и на вечерке парней угощали, а те выбирали, чей пирог вкуснее, та и хозяйка будет хороша, только ленивая не несла.

На Покровскую вечеринку приходили парням.

Они приносили угощения: пряники, конфеты и орехи.

Да, девок приглядывали, угощали, тех кто по нраву, да в жены брали. Считалась удачливой та девушка, которая от парня на Покров получила какой-нибудь подарок, кроме иголок и ножниц.

  • На Покров Пресвятой Богородицы традиция разводить первый раз огонь в печи. Это делают, только женщины.

Сегодня поджигают яблоневые веточки и тлеющими окуривают комнаты в доме: «Дыму виться, к небу стремиться, моим желаниям сбыться, а богатству в моем кошеле поселиться!»

  • Чтобы ребенок был здоровым, родители обливали его через сито на пороге дома: «Течет-течет водица сквозь решето да сито – все недуги с дитятки (имя) будут смыты!»
  • Чтобы семья была защищена от бед,женщина, являющаяся матерью семейства, держа икону Девы Марии, становится на стул и читает: «Как Мать Святая Царица Господня всю землю своим покровом накрывает, так и я моих чад (имена) от всякой беды накрою. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь!»
  • Девицы читали, чтобы милый был рядом: «Я – девица-краса, у меня длинная коса. Меняю ту косу – да на милого ласку. Богородица-мать, Тебе слова мои услышать-принять. Тебе главу мою покрыть, Тебе к венцу меня проводить»
  • Женщины читали, чтобы благополучие в доме было: «Дева-Богородица, матерь святая, как Ты детей своих покрывалом укрыла, так и меня чепцом женским укрой, на счастье, семейное благослови!»
  • Девицы читали, чтобы жених пришел и девицу в жены увел: «Богородица-мать, Тебе меня более не колыхать, а Тебе мне женишка подбирать – ладного да красного, светлого да ясного. Чтоб меня любил, на руках носил, не бил, не ругал, а детей даровал»

Что нельзя делать?

  • Нельзя накануне Покрова Пресвятой Богородицы ходить в лес.
  • Нельзя проводить работы с землей.

Погода.

  • Покров – первое зазимье.
  • Какой Покров – такая и зима будет.
  • Журавли улетели в теплые края – к ранней и холодной зиме.
    К Покрову береза и дуб полностью листья сбросили – к теплой зиме.
  • На деревьях листья — к скорой зиме и суровой.
  • До Покрова – осень, после Покрова – зима наступает.
    Покров землю покрывает – где листом, а где первым снежком.
  • Покров землю покрыл снегом, он растает, но через неделю, наступит настоящая зима.
  • Дерево начало цвести, как весной, появления зеленых листочков или соцветий – к теплой осени теплая и зима не скоро, да мало снега, весна запаздает на месяц (это явление редкое, но так бывает).
  • Белка вылиняла – к хорошей и теплой зиме.
  • Восточный или северный ветер – к холодной зиме.
  • Южный ветер — к теплой зиме.
  • Западный ветер — зима наступит не скоро, а придет, то суровой будет
  • (в Михайловский день — 21 ноября).
  • На Покров снег выпал, то и Дмитриев день (8 ноября) снежным будет.
    Снег выпал на Покров — на Рождество снег будет идти.
  • Дождь идет – к ненастной осени.
  • День ясный и теплый — осень будет долгой, а снега не будет до
  • Михайлова дня (21 ноября).
  • С утра пасмурно, а с обеда солнце – к переменной погоде осенью.

Сад и огород (на неделю с 11 октября по 17 октября)!

Понедельник (11 октября).

Укрываем на зиму сад — многолетние растения, ягодные кустарники, клубнику.

Вторник (12 октября).

Собираем урожай.

Заготавливаем корешки лекарственных растений.

Среда (13 октября).

Собираем сельдерей, редьку и другие корнеплоды.

Четверг (14 октября).

Проводим мульчирование на зиму — деревьев, кустарников

Пятница (15 октября).

Полем и рыхлим землю.

Уничтожаем вредителей.

Суббота (16 октября).

Занимаемся посадками.

Воскресенье (17 октября).

Заготавливаем черенки различных культур.

Делаем заготовки на зиму.

Праздник — окончания работ в поле и завершения уборки овощей и фруктов. Заканчивается уборка хлеба. В доме праздник, стол накрыт, да все пляшут и поют и пироги жуют. Шла подготовка к предстоящей зиме. Заготавливали дрова и утепляли дома. Скотину в последний раз выпускали на пастбище. Женщины пряли, шили и ткали. Покров – последний день сбора грибов: рыжиков и гроздьев. В горницах — начинали топить печи. Пекли блины. Готовят грибы. Пекут Каравай. Милостыню на Покров подавай, да молча, а Господь знает за кого. Накануне праздника в избах наводили порядок. Окатывали детей на пороге дома водой через решето, чтобы детки не болели хворью. Покрова пришли и свадьбы начались. В Покров девицы в церковь ходили, свечку ставили и у Богородицы просили — семейное счастья, да, чтобы милые их любили. Праздник девушки старались провести весело. Проводили — «Покровские вечерки». По всей деревне собирали продукты: молоко, муку, пшено, масло, соленья, варенья и мед. Устраивали застолье — «петухов варить». На Покров Пресвятой Богородицы традиция разводить первый раз огонь в печи. Это делают, только женщины. Чтобы ребенок был здоровым, родители обливали его через сито на пороге дома. Чтобы семья была защищена от бед, женщина, являющаяся матерью семейства, держа икону Девы Марии. Девицы читали, чтобы милый был рядом. Женщины читали, чтобы благополучие в доме было. Девицы читали, чтобы жених пришел и девицу в жены увел.

Источник

ПОДЕЛИТЬСЯ